26 марта 2020
Как использует труд мигрантов экономика и население
Владимирской области
Фото:архив Владимирстата
Многие страны считают мигрантов крайне полезными для экономики. Они уверены, что мигранты ни в коем случае не отбирают рабочие места у местного населения. Люди с меньшей профессиональной квалификацией и не владеющие в совершенстве языком страны, не могут быть полноценными конкурентами местных на рынке труда. В реальности мигранты, равно как и местные, вносят свой вклад в процветание и благосостояние страны.
А вот российских исследований о вкладе трудовых мигрантов в ВВП страны мало. Достаточно редко - 1 раз в пять лет, исследует труд мигрантов и Росстат. Происходит это во всех регионах страны в рамках федерального выборочного наблюдения.
В апреле, мае, августе, сентябре 2019 года прошел второй раунд такого наблюдения (первый - в 2014г.). Были опрошены домохозяйства, в которых проживает население в возрасте 15 лет и старше. В наблюдении участвовали как домохозяйства, использующие труд мигрантов, так и члены этих домохозяйств – лица, занятые предпринимательской деятельностью и использующие трудовых мигрантов в качестве наемных работников в собственном деле. Обследуемым периодом являлись двенадцать месяцев, предшествующих наблюдению.
Из временных - в постоянные
В 2019 году на территории Владимирской области проживали 30,3 тысячи человек международных мигрантов, из них 23,3 тысячи (77%) уже жили у нас более 5 лет. Причинами переезда для более половины мигрантов стал выбор Владимирской области в качестве постоянного места жительства, а также семейные обстоятельства. В то же время каждый пятый мигрант переехал по причине неблагоприятной ситуации в собственной стране. С целью поиска и получения работы переехали 5,2 тысячи (более 17%) мигрантов.
Чаще остальных Владимирский край для работы выбирают граждане Узбекистана (9,3 тыс. человек), Казахстана (6 тыс. человек) и Украины (5,4 тыс. человек).
Мигранты в домохозяйствах - уже не экзотика
К трудовым мигрантам статистики относят как иностранных граждан, так и российских граждан, постоянно проживающих в других субъектах РФ.
В 2019 году 85,7 тысячи домохозяйств жителей области привлекали работников для выполнения различных работ. Это в 5 раз больше, чем по итогам аналогичного обследования 2014 года. Численность привлеченных работников в домохозяйствах также увеличилась до 160,3 тыс. человек (в 4,5 раза). Из них подавляющее большинство (около 135 тысяч) – это российские граждане (2014 год – 3,4 тыс. человек). А вот иностранных трудовых мигрантов по сравнению с 2014г. стало меньше, 25,5 тыс. человек против 32,1 тыс.
Чаще всего российские граждане, работающие по найму в домохозяйствах занимались строительством и ремонтом квартиры, дома, дачи, хозяйственных построек, а так же предоставляли услуги домашнего учителя, репетитора.
Иностранные граждане также привлекались в основном для строительства и ремонта квартиры, дома, дачи, хозяйственных построек, а еще занимались обработкой земли, выращиванием сельскохозяйственных культур, декоративным садоводством и животноводством.
Чаще всего за этими занятиями можно было увидеть узбеков (12,9 тыс. человек), таджиков (7,7 тыс.), граждан Молдовы (3,6 тыс.) и Украины (0,5 тыс. человек).
Предпринимательство - ниша для мигрантского труда
Более популярен становится труд мигрантов и у владимирских индивидуальных предпринимателей. Так в 2019г. ими было привлечено в два раза больше иностранных мигрантов, чем в 2014г. (2,6 тыс. против 1,3 тыс. человек). Сферы приложения их умений - строительство, обрабатывающие производства и торговля. Любопытно, но состав рабочей силы здесь несколько иной, чем в домохозяйствах населения. Первая позиция - у граждан Азербайджана (1,6 тыс.), вторая - у граждан Узбекистана (0,6 тыс.), третья - у граждан Грузии (0,4 тыс. человек).
Более подробно с итогами наблюдения по России и субъектам можно ознакомиться на сайте Росстата. https://gks.ru/itog_inspect
Увидеть полную картину
Переписи знают о нашей жизни много. А как насчет миграции? Перепись-2020 о масштабе и характеристиках современных миграционных потоков узнает больше, чем прошлые переписные кампании. Впервые вводится вопрос о том, в каком субъекте России и в какой стране находится основная работа. Этот замер позволит оценить количество людей, работающих удалённо. Кроме того, в вопрос о местонахождении работы включен подвопрос о частоте выезда на работу.
Как известно, при переписи учитывается не только постоянное население, но и временное (находящееся на территории России менее 1 года и постоянно проживающее за рубежом).
В 2010году численность временного населения в 33 регионе была на уровне 3,3 тысяч человек (в 2002г. – 0,8 тысячи). Из них более 93% (свыше 3 тысяч) являлись трудовыми мигрантами, прибывшими на территорию Владимирской области с целью работы. В основном, это граждане таких государств, как Узбекистан (1467 человек), Вьетнам (558 человек), Таджикистан (425 человек).
За 10 лет после переписи, многое изменилось. Выборочное наблюдение показало рост числа иностранцев, работающих в 33 регионе, а также изменения в их гражданстве. Например, перестали приезжать к нам на заработки вьетнамцы. Любопытно, что на этот счет скажет перепись-2020.
Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.
См. текст части в предыдущей редакции
4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.